О Москве и не только. Интервью с А.В. Кузьминым
А.В. Кузьмин: Я не знаю ни одного мегаполиса, где бы генплан был абсолютно «неподвижен», не подвергался каким-либо корректировкам в зависимости от экономических условий, от новых технологий и прочих изменений. Но главное должно оставаться незыблемым: культурное наследие в широком понимании и природный комплекс. Важно выделить четкие и незыблемые правила и нормы взаимодействия города с природным комплексом, с учетом интересов бизнеса, населения, ЖКХ и пр. И тогда территория будет «дышать»… Другая важнейшая задача – развитие транспортного каркаса, самое ценное в городе – непрерывность путей.
______________________________________________________________________
Градостроительство в ранге государственной политики. Интервью с Э.Э. Касим-заде
Экономика Азербайджана динамично развивается. Важно за возможно более короткий период обеспечить большинство городов и поселков страны градостроительной документацией, включающей генеральные планы, программы градостроительного развития регионов, земельные и градостроительные кадастры, схемы развития экономических районов. Одно из приоритетных направлений развития городов Азербайджана – реконструкция транспортной инфраструктуры. Новый генеральный план столицы Азербайджана должен быть гибким, легко отзываться на новые социально-экономические запросы, появляющиеся в условиях рыночной экономики.
______________________________________________________________________
Стратегию дальнейшего развития столицы Азербайджанской Республики определит новый градостроительный документ – План регионального развития Большого Баку. Определены стратегические аспекты социально-экономического и территориального развития региона к 2030 г.; предложены новые рабочие места; предусмотрены площади под строительство жилья; выделены территории для озеленения. План является первым документом территориального планирования региона с момента обретения Азербайджаном независимости. Он станет основой для разработки генеральных планов и проектов детальной планировки отдельных территорий.
______________________________________________________________________
Алматы – мегаполис и город-сад
Город Алматы – научный, культурный, исторический, финансовый и производственный центр – является ядром Алматинской агломерации, крупнейшей системы расселения в Республике Казахстан. Недавно было принято решение о корректировке Генерального плана города Алматы до 2050 г. Основная архитектурно-градостроительная идея нового генплана – сохранение и развитие облика мегаполиса как города-сада.Генеральный план нацелен на формирование экологически благоприятной, безопасной и комфортной городской среды, предоставляющей условия для развития социальной активности жителей.
______________________________________________________________________
О. Воронина, А. Воронина. Проблемы трансформации городского ландшафта в постиндустриальный период на примере Нижнего Новгорода
Трансформация городского ландшафта – непрерывный процесс взаимодействия, а чаще всего противодействия, природных процессов и осознанной деятельности человека, отвечающей экономическим, социальным и в первую очередь политическим установкам эпохи и направленной на преобразование окружающего пространства. Сложным процессом является трансформация урбанизированного ландшафта Нижнего Новгорода, крупнейшего промышленного города, расположенного в Окско-Волжском бассейне – масштабной и динамической природной системе.
______________________________________________________________________
Сегодня много говорится о необходимости формирования среды, комфортной для жизни человека. Центральной фигурой в процессе создания такой среды должен стать главный архитектор, чей правовой статус должен найти закрепление в основном архитектурно-градостроительном нормативно-правовом акте – Градостроительном кодексе. Автор ставит своей задачей проведение сравнительного анализа действующего Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (с принятыми за прошедшие годы изменениями) и предшествовавшего ему Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 г. № 73-ФЗ.
______________________________________________________________________
С. Амурская. Развитие системы общественного транспорта Большого Парижа
Развитие транспортной системы – одно из четырех приоритетных направлений плана развития столичной агломерации Франции наряду с развитием экономики, жилого фонда и системы управления. Как важнейший элемент урбанистической эволюции Большого Парижа рассматривается общественный транспорт. Развитие транспортной системы, и общественного транспорта в частности, планируется исходя из основного принципа концепции развития Парижской агломерации как системы взаимосвязанных специализированных кластеров, обеспечивающих равномерно высокий уровень экономических показателей и высокое качество жизни.
______________________________________________________________________
Ю. Старостенко. Разработка и реализация проектов реконструкции городов СССР в 1930-е годы и судьба наследия на примере Нижнего Новгорода и Ярославля
Сложность и противоречивость эпохи 1930-х гг. со всей очевидностью проявилась в подходе к проблеме наследия при реконструкции исторически сложившихся городов. Памятники русской архитектуры, многие из которых были отреставрированы в 1920-е гг., большей частью были безжалостно уничтожены. Масштабные утраты времен Великой Отечественной войны в некоторой степени изменили отношение к архитектурно-градостроительному наследию, но проблема соотношения старого и нового в городах не утратила актуальности до наших дней.
______________________________________________________________________
В. Иванов. Страницы истории. Работа над ТЭО генплана Москвы в 1980-е годы
К концу 1980-х гг. завершался расчетный срок действия Генерального плана развития Москвы 1971 г., и НИиПИ Генплана Москвы заблаговременно приступил к разработке Технико-экономических основ на новый период – с 1985–1990 по 2005–2010 гг. За 1981–1982 гг. был наработан достаточно большой объем проектного материала. При этом экономические, социальные и градостроительные процессы рассматривались не только в границах города: определялись меры по дальнейшему взаимоувязанному развитию Москвы и ЛПЗП в координации развитием всей Московской области и Центрального экономического района.
______________________________________________________________________
Е. Прокофьева, Т. Макарская. Река и город
Тема работ выпускников кафедры «Ландшафтная архитектура» МАРХИ 2015 г. – «Река в городе и ее ландшафтно-культурные возможности в городской среде». Основные составляющие проекта: расширение функционально-тематической типологии городских общественных пространств; создание архитектурно-ландшафтных объектов с использованием «зеленых» технологий; восстановление исторических ландшафтов; архитектурно-ландшафтная конверсия постиндустриальных территорий; воспроизводство озелененных территорий путем создания садов на искусственных основаниях; гармонизация инженерной инфраструктуры с природным ландшафтом.
______________________________________________________________________
Е. Тимошина, Ю. Смирнова. Проект развития территорий срединной части Калининграда
Основная идея дипломного проекта «Развитие общегородского центра в русле реки Преголи, Калининград» – реновация промышленной зоны и формирование инфраструктуры на острове Октябрьский. За счет реорганизации промышленных территорий, реконструкции жилья и задействования острова Октябрьский проектируемая территория приобретает статус городского центра с культурно-досуговой, развлекательной и образовательной функциями, что позволит увеличить поток туристов, а также разнообразить времяпрепровождение жителей Калининграда и области.
______________________________________________________________________
С. Юсуфджанов. Сфера культуры – в приоритете
На момент обретения Таджикистаном суверенитета более половины объектов культурного назначения на его территории находились в неудовлетворительном состоянии. По мере стабилизации экономической ситуации правительство республики начало уделять особое внимание отрасли культуры, и в первую очередь вопросам строительства и реконструкции объектов культурного назначения. За два десятилетия в этой сфере проделана огромная работа. В десятках населенных пунктов возведены и отреставрированы дворцы культуры, кинотеатры и театры, библиотеки и учебные корпуса, проведена большая работа в части строительства и реконструкции садово-паркового хозяйства.
______________________________________________________________________
Charles Rennie Mackintosh – один из основоположников стиля модерн, в том числе в области внутреннего убранства. Его интерьеры можно условно подразделить на «белые», созданные до 1906 г., и «архитектурные», разработанные позже, но до 1912 г. Поздние интерьеры выходят за хронологические рамки модерна, но стилистически вполне вписываются в шкалу развития Макинтоша как архитектора и дизайнера. Созданные Макинтошем интерьеры общественных зданий отличает композиционная и колористическая безукоризненность. Им присуща своеобразная цветовая гамма, они элегантны и аскетичны и всегда дают пищу для размышлений.
______________________________________________________________________
V. Vilches-Nogerol. Проект Музея – Творческого центра Сергея Прокофьева
В мировой практике проектирования дизайна музейных экспозиций наблюдается тенденция синтеза традиционных средств с инновационными технологиями. Это расширяет информационные возможности и палитру декорационных эффектов, а по форме подачи гораздо ближе современному зрителю… Перед авторами проекта стояла задача организации современного многофункционального музейного центра – открытой, демократичной площадки для творческих встреч, концертов, диспутов, конференций, выставок для широкого круга общественности и профессионального сообщества. И все это объединяла фигура Сергея Прокофьева.
______________________________________________________________________
Л. Ефремова. Ливадия – романтический симбиоз стилей
Ливадийское имение, приобретенное в 1861 г., стало вторым после Ореанды владением семьи Романовых на территории Крыма и также предназначалось для супруги Александра II Марии Александровны. Основные постройки на территории имения в разные периоды были осуществлены архитекторами К. Эшлиманом, И.А. Монигетти, Н.П. Красновым. По разнообразию композиционно-пространственных решений, живописных сценариев, богатству и качеству художественных образцов Ливадийская резиденция не имеет равных среди комплексов второй половины XIX – начала XX в. и нуждается в охране и популяризации.