В начале заседания Владимир Владимирович поздравил всех присутствующих с профессиональным праздником:
«Сегодня День работника культуры. Поздравляю вас и всех, кто трудится на этом поприще, и благодарю за преданность своему делу, призванию. Деятели культуры – это не только известные «звёзды» первой величины. Это десятки тысяч сотрудников библиотек и домов творчества, музеев, театров и сельских клубов, детских школ искусств и профильных вузов, тех, кто хранит, развивает и передаёт бесценные знания об истории и традициях нашей страны».
Дмитрий Олегович Швидковский в своем выступлении обозначил проблемные моменты современной архитектурной отрасли и выступил с рядом предложений по развитию архитектуры и градостроительства в России:
«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Архитектура – это тоже культура, культура в металле, в камне, и она на века, как Петербург – главное для архитекторов творческое достижение за всю историю России. Сегодня нам это очень важно. Необходимо установление статуса зодчества как деятельности именно творческой и, как следствие, создание условий для защиты прав и заказчиков, и архитекторов, и граждан от непрофессиональной деятельности, чтобы без подписи и авторского контроля архитектора города ничего нельзя было построить. Тогда мы получим разумный баланс в этой области. Или мы будем зависеть от личного вкуса конкретного чиновника.
Стратегической задачей является регулирование архитектуры и градостроительства как профессиональной творческой дисциплины на государственном уровне. Для этого очень важно расширение конкурсной системы проектирования, то есть выбор лучших архитектурных решений, а не наименьшей цены, как это сейчас часто происходит, и конечно, определение авторских прав архитекторов, выигравших конкурсы.
Кроме того, [необходима] поддержка архитектурного образования не только как технического, но прежде всего художественного с опорой на его классические российские формы, признанные эффективными и уникальными во всём мире. Такое положение может быть высказано, архитектор города должен быть независим, как судья, возможно, избираться депутатами, но не назначаться и не подчиняться стройкомплексу. Это и есть судья в масштабах города и, наверное, истории.
Будущие поколения будут судить нас по тем зданиям, которые мы им оставим, и тому, что мы сохраним из вековой красоты городов и сёл России.
Мы часто слышим выражения «нарышкинское барокко», «елизаветинское барокко», «екатерининский классицизм», «николаевский классицизм». А что останется после нас? Эпоха «человейников»? Какими выражениями и эпитетами будут характеризовать архитектурное наследие нашего времени? Хотелось бы, чтобы положительными. И время наше, и страна наша, кажется, этого заслуживают.
Хотел бы просить Вас поручить Совету разработать проект указа о повышении роли архитекторов в реализации государственной политики по сохранению и развитию самобытности отечественной архитектуры и градостроительства. Мы готовы работать над проектом этого указа, чтобы представить его Вам. Спасибо».
«Современные способы строительства, современные материалы, конечно, дают возможность для творчества совершенно особого рода. Каждая эпоха, Вы правы, оставляет что-то в памяти народной надолго: и так называемая сталинская застройка, и, как в народе говорят, «хрущобы» и так далее. Всё это с нами живёт до сих пор. От чего-то приходится избавляться. Вот в Москве большой проект реновации жилья. Очень бы хотелось, чтобы и этот проект, и другие подобные, да и просто новое строительство, чтобы оно действительно оставалось и шло с поколениями в будущее – но оставалось как память о нашей эпохе», — подытожил президент выступление ректора МАРХИ.
#VIDEOID#По материалам "Новости Московского архитектурного института"