MACA
Международная Ассоциация Союзов Архитекторов
The International Association of Eurasian Unions of Architects (IAUA)
Eng

ФЕСТИВАЛЬ ЛАНДШАФТНЫХ ОБЪЕКТОВ «АРХСТОЯНИЕ 2012. ЛЕТО»

ПРОЕКТ НИКОЛА-ЛЕНИВЕЦ
 «Архстояние 2012» продолжает осваивать территорию, прилегающую к деревне Никола-Ленивец.  Главное отличие фестиваля этого года -  авторы создают архитектурные объекты в контексте задуманных маршрутов. Участники составляют  маршруты - авторские сценарии движения в  фестивальном пространстве. Свой маршрут предложат и архитекторы из Франции, которые приезжают в Никола-Ленивец для  разработки и воплощения в жизнь проекта парка. 
С 2008 г.  «Архстояние» сотрудничает с французским ландшафтным архитектором Иваном Занчевским (Ivan Zantchevski) и его коллегами из  бюро Wagon Landscaping  Мэтью Гонтье (Mathieu Gontier) и Франсуа Вадопье (François Vadepied). Каждый год совместно с организаторами фестиваля  они  планируют и проводят работы по уходу за парком и по его расширению, детально обустраивают отдельные участки.
Никола-Ленивец –  территория в 617 га уникального ландшафта в Калужской области, часть которой находится под патронажем Национального парка «Угра».  С 2006 года, когда здесь начал проходить  фестиваль, сформировался богатый культурный контекст, задающий определенные ценностные ориентиры в идеологии и ландшафте территории. Сегодня это пространство стало парком  проектов по созданию природно-культурной среды для жизни и творчества. Французские ландшафтные архитекторы  предложили новый подход к освоению территорий фестиваля и начали  реализовывать  проект парка «Версаль». В этом году они  при помощи ландшафтных приемов сценируют пространства просек и троп, запечатлевая моменты движения и изменения парка, связанные с цикличностью природных ритмов.
Также в «Архстоянии» принимают участие  ландшафтные архитекторы Высшей Национальной Школы Ландшафтного Искусства (Версаль, Франция - Ecole nationale superieure de paysage, ENSP).   Преподаватели версальской школы ENSP  Жан-Люк Бриссон (Jean-Luc Brisson),  Жиль Клеман (Gilles Clement) и  Сабина Ерман (Sabine Ehrmann) проводят на территории фестиваля  серию мастер-классов «Ландшафтные мастерские».   Тема мастер-классов: «Малая архитектурная форма в ландшафте, «Le Belvedere». Время проведения: 18-27 июля  2012 г. Участниками первых ландшафтных мастерских стали 10 студентов архитектуры из России и 10 студентов ландшафтной архитектуры из Версаля и Марселя, прошедшие конкурсный отбор.
Ближайшие пять лет будут проводиться ландшафтные мастерские и продолжаться работы  по созданию парка Никола-Ленивец, за это время  планируется создать новую образовательную и практическую программу по ландшафтной архитектуре. Среди задач, которые ставились при создании  мастерских, - освоение и изучение принципов устойчивого планирования ландшафта,  обмен профессиональным опытом между архитекторами из разных стран, вовлечение профессионалов других дисциплин в работу над парком и созданием новых междисциплинарных продуктов, изучение и апробирование инновационных технологий в ландшафте парка Никола-Ленивец и на других территориях. 

Несколько остановок из маршрута Ивана Занчевского (Ivan Zantchevski),  Мэтью Гонтье (Mathieu Gontier) и Франсуа Вадопье (François Vadepied). Авторские тексты.
(Приложение к пресс-релизу – полное описание маршрута ландшафтных архитекторов.)

 

Русский Ковер
РАСПОЗНАТЬ РАСТЕНИЯ ПОДЛЕСКА
Под сенью могучих деревьев  расстилается роскошный растительный ковер. Это настоящее экологическое сокровище. Подобное видовое разнообразие стало большой редкостью в Европе, где почти не осталось естественного леса. Нужно посетить десятки лесов, чтобы найти такое количество разнообразных растений. Сквозь этот ковер пробивается будущее леса - молодые деревья, идущие на смену стареющим предшественникам.

 

Луг [до парка]*
И ЧТО ЗДЕСЬ БЫЛО ДО ПАРКА?
Фотография, датированная 2005 годом, показывает скорость, с которой наступает лес на луга, когда  те перестают выкашиваться. Еще 8 лет назад вокруг этой поляны не было никаких деревьев. Если перестать обрабатывать землю, местные поля уже через 10 лет зарастут лесом.
Мы также можем различить на фотографии прямоугольные линии границ между полем и пролеском. Здешние луга не были естественными. Они перепахивались и высеивались, чтобы обеспечить кормом животных в окрестных хозяйствах.  Регулярность линий, оставляемая сельскохозяйственными работами, объясняет отчасти и регулярность нынешнего парка.
Вяз, различаемый на фотографии, служил для ландшафтных архитекторов ориентиром, когда те начали свою работу в 2008 году.
В своей работе  они   опираются на естественную природную динамику, используя то, что «уже здесь», работая СОВМЕСТНО, а не наперекор природе и местной растительности. Они работают в пространстве и во времени, думая всегда как о немедленном результате, так и о том, что будет через 10 или 100 лет.

 

Кухня/компост
КОМПОСТ. ЗАЧЕМ?
Переработка растительных отходов, аккумулируемых парком и его фестивальными кухнями, производится компостированием - практичным и экологичным методом.
На большой поляне компостируемый материал (сейчас это - скошенная трава и прошлогоднее сено) выкладывается прямоугольными линиями будущих грядок. За год компост созревает до такого состояния, при котором он может быть использован  для посадки культур. В этом году здесь растут настурции,  кабачки и огурчики, тут же идущие в блюда полевой экологической кухни.
По мере поступления нового материала готовый перегной будет разбрасываться по полям парка, улучшая качество его почвы.

 

Просеки
ЧТО ТАКОЕ ПРОСЕКА?
Просека - узкая полоса, прорубаемая в лесу, имеющая утилитарное значение.  Она позволяет лесникам работать с лесом: сначала ухаживать за ним (чистить, прореживать, выбирать деревья), затем постепенно рубить и вывозить древесину.
Просеки влияют и на эволюцию леса, разнообразие составляющих его пород. В данном случае они открывают свету своды березовых крон, стимулируя рост появившихся там деревьев второй волны: кленов, лип, дубов и елей.
Ландшафтные архитекторы используют просеки для моделирования пространства парка, работая с их ритмом, длиной и направлением. В просеках могут найти себе место и художественные объекты.

 


Маршрут по ландшафтам
С 2008 года фестиваль «Архстояние» сотрудничает с французскими ландшафтными архитекторами: Ivan Zantchevski, бюро Wagon Landscaping (Mathieu Gontier, François Vadepied), разрабатывающими и воплощающими в жизнь проект парка.

 

1. Русский Ковер
РАСПОЗНАТЬ РАСТЕНИЯ ПОДЛЕСКА
Под сенью могучих деревьев  расстилается роскошный растительный ковер. Это настоящее экологическое сокровище. Подобное видовое разнообразие стало большой редкостью в Европе, где почти не осталось естественного леса. Нужно посетить десятки лесов, чтобы найти такое количество разнообразных растений. Сквозь этот ковер пробивается будущее леса - молодые деревья, идущие на смену стареющим предшественникам.

 

2. Сосновый бор
ГОСТЕПРИИМНОЕ ПРОСТРАНСТВО
За рощицами молодых деревьев вокруг поляны LabScape уже несколько лет ведется уход. Ландшафтные архитекторы создают пространства, работая с пустотами и массой леса, прозрачностью его границ, подрезая или расчищая выбранные деревья. Для фестиваля  оборудованы деревянные террасы и связывающее их с окружающим пешеходное пространство.
Из леска у южной границы поляны формируется сосновая роща. Для этого выбираются и расчищаются представители Pinus sylvestris . Также сохраняются  участки с естественным растительным покровом. Они поддерживают настоящую лесную атмосферу и способствуют росту деревьев, защищая их от ветра, прересыхания почвы и вытаптывания летом.

 

3. Старый вяз
ЧТО ОСОБЕННОГО В ЭТОМ ДЕРЕВЕ? ЭТО ДЕРЕВО С ИСТОРИЕЙ.
Старое дерево - Вяз шершавый (Ulmus glabra). Это живое свидетельство тех времен, когда травы с окрестных равнин выкашивались на корм скоту. Оно служило вехой, отмечающей границу между участками, давало людям укрытие от солнца. В отличие от своих высоких, вытянутых собратьев, которые мы находим в старом лесу, этот вяз имеет широкую, раскидистую крону, что характерно для деревьев, произрастающих на открытом пространстве.
Мы можем распознать его вид по характерным крупным ассиметричным листьям, имеющим у основания два небольших «рожка». Крупные вязы постепенно исчезают в Европе, охваченные грибковой эпидемией, так называемой, Голландской болезни.

 

4. Луг [до парка]*
И ЧТО ЗДЕСЬ БЫЛО ДО ПАРКА?
Фотография, датированная 2005 годом, показывает скорость, с которой наступает лес на луга, когда  те перестают выкашиваться. Еще 8 лет назад вокруг этой поляны не было никаких деревьев. Если перестать обрабатывать землю, местные поля уже через 10 лет зарастут лесом.
Мы также можем различить на фотографии прямоугольные линии границ между полем и пролеском. Здешние луга не были естественными. Они перепахивались и высеивались, чтобы обеспечить кормом животных в окрестных хозяйствах.  Регулярность линий, оставляемая сельскохозяйственными работами, объясняет отчасти и регулярность нынешнего парка.
Вяз, различаемый на фотографии, служил для ландшафтных архитекторов ориентиром, когда те начали свою работу в 2008 году.
В своей работе  они   опираются на естественную природную динамику, используя то, что «уже здесь», работая СОВМЕСТНО, а не наперекор природе и местной растительности. Они работают в пространстве и во времени, думая всегда как о немедленном результате, так и о том, что будет через 10 или 100 лет.

 

5. Кухня/компост
КОМПОСТ. ЗАЧЕМ?
Переработка растительных отходов, аккумулируемых парком и его фестивальными кухнями, производится компостированием - практичным и экологичным методом.
На большой поляне компостируемый материал (сейчас это - скошенная трава и прошлогоднее сено) выкладывается прямоугольными линиями будущих грядок. За год компост созревает до такого состояния, при котором он может быть использован  для посадки культур. В этом году здесь растут настурции,  кабачки и огурчики, тут же идущие в блюда полевой экологической кухни.
По мере поступления нового материала готовый перегной будет разбрасываться по полям парка, улучшая качество его почвы.

 

6. Поросль остролистного клена / миниатюрные ели
ГДЕ ЖЕ КЛЕНЫ И ЕЛИ?
Когда луг перестает выкашиваться,  первые прорастающие на нем деревья относятся к породам-пионерам: ива, береза, сосна и ольха. Эти деревья любят солнце и быстро растут. Из них сформированы все окрестные молодые леса. Пионеры, в свою очередь, подготавливают территорию к приходу деревьев-долгожителей вторичного леса, широколиственных пород.
Семена липы, клена, дуба и ели  заносятся ветром и птицами из соседнего взрослого леса. Они уже начинают прорастать, найдя себе пригодные условия в рыхлой почве под сенью берез.   Со временем они разрастутся, затеняя и обрекая на исчезновение большинство окружающих  ив и берез.

 

7. Просеки
ЧТО ТАКОЕ ПРОСЕКА?
Просека - узкая полоса, прорубаемая в лесу, имеющая утилитарное значение.  Она позволяет лесникам работать с лесом: сначала ухаживать за ним (чистить, прореживать, выбирать деревья), затем постепенно рубить и вывозить древесину.
Просеки влияют и на эволюцию леса, разнообразие составляющих его пород. В данном случае они открывают свету своды березовых крон, стимулируя рост появившихся там деревьев второй волны: кленов, лип, дубов и елей.
Ландшафтные архитекторы используют просеки для моделирования пространства парка, работая с их ритмом, длиной и направлением. В просеках могут найти себе место и художественные объекты.

 

8. Каре из сосен
СДЕЛАТЬ СОСНОВЫЙ БУКЕТ ИЗ СМЕШАННОГО ЛЕСА.
Ландшафтные архитекторы создают парк, не только нарисовав его план и определив основные сценарии его развития. Они также  реализуют его на местности. Эта работа напрямую позволяет обогатить  проект элементами и деталями, уже существующими, но не видимыми ранее.
К примеру, после обнаружения в лесной полосе между полем и аллеей группы сосен было решено  расчистить пространство вокруг них, создать с ними пейзажную сцену. Этот пример показывает, как важно иметь возможность корректировки, участвуя в реализации нарисованного проекта in situ (лат. - на месте). Окружившие сосны деревья и кустарники вырублены. Их ветки оставлены на месте:  пока они защищают почву от пересыхания, вытаптывания и сорняков. Затем, перегнив, они обогатят почву.

 

9. Лес у «Ротонды»
ПРИПОДНЯТЫЙ ЗАНАВЕС
Мелкая поросль и травы убраны под корень,  оставлены только самые крупные деревья.
На опушке леса деревья, словно под навес, зовут посетителя под  свои кроны. Получилось затененное, но доступное пространство, с прекрасным видом на «Ротонду» Александра Бродского.

 

10.  3 яруса - 3 возраста
В масштабе - 100 лет.
Эта раскадровка показывает 3 растительных яруса парка.  Нижний травяной ярус, затем  -молодой лес, и в завершение - зрелый или старый лес. Они существуют в пространстве и во времени, формируя конструктивные элементы парка. В их благоустройстве, выстраивании отношений между ними и реализуется ландшафтный проект. У каждого яруса свой особенный характер, требующий собственного подхода при работе с ним.

 

11.  Пастбище
КТО МОЖЕТ СЬЕСТЬ ВСЮ ТРАВУ НА ЭТОМ ЛУГУ?
Этот квадратный луг имеет размеры 100х100 метров. Его площадь 10 000 m² или 1 гектар. Он окружен растительным барьером, полосой, которую перестали выкашивать.
1 гектар такого луга может прокормить:
- 1 корову в течение 4-х месяцев или
- 1 лошадь в течение 4-х месяцев или
- 8 овец в течение 4-х месяцев.

 

12. Аллея
ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, КАКОЙ БУДЕТ ЭТА АЛЛЕЯ ЧЕРЕЗ 100 ЛЕТ.
Ширина этой аллеи составляет примерно 30 метров.
Ландшафтные архитекторы планируют регулярно ее выкашивать, оставляя расти окружающие деревья.  По мере их роста восприятие аллеи будет меняться. Можно представить себе, как через сотню лет это широкое открытое пространство превратится в величественную аллею, окруженную могучими деревьями. Деревья в погоне за солнцем вытянут свои ветви над алеей, затеняя ее.
За год эти молодые березы прибавляют в росте по 80 см.


13.  Бельгийский лесок

ПОЙМАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ
На этом участке деревья и кустарники образуют плотные группы, которые можно назвать боскетами. Изначально в классических парках лесная масса разделялась аллеями на боскеты, чтобы облегчить выслеживание дичи во время охоты. Животные прячутся в древесной чаще, но показываются при перемещении из одного боскета в другой. В этом лесочке  нет прямых  аллей, и кажется, что само пространство играет с тобой в прятки. Ландшафтные архитекторы по-новому адаптировали классическиий парковый элемент и  органично вписали его в общий ансамбль.


14. Поляна
Какова площадь этой поляны?
Поляна осталась от сельскохозяйственного поля, занимавшего территорию нынешнего парка и служившего для выращивания кормовых культур. Сейчас ее площадь составляет 0,52 гектара, что вполне достаточно, чтобы вместить гостей «Архстояния». Из травы, выкашиваемой здесь до проведения мероприятий, формируются сенные брикеты, идущие на создание временных элементов благоустройства, используемых во время фестиваля. Работая с тем, что имеется  на месте, мы делаем парк как можно более экологичным.
На основе генерального плана, ежегодно уточняемого совместно с организаторами фестиваля «Архстояние», ландшафтные архитекторы планируют и реализуют работы по уходу, по расширению парка, детально обустраивают отдельные его участки.
Такой метод, когда проектирование ведется прямо на месте, сопровождаемое немедленной реализацией, придает парку динамику, сохраняя при этом гармонию с территорией и её населением. О нем и расскажет наш маршрут.
 

Куратор: Антон Кочуркин
руководитель проекта: Юлия Бычкова
куратор событийной программы, промоутер: Инна Прилежаева
PR-менеджер фестиваля: Анна Новомлинская, 8-916-735-33-66,
archstoyanie@list.ru
www. arch.stoyanie.ru

 

Другие статьи

1 Января 2019
Информационный бюллетень МСА 07/14
Архитекторы плетут свою всемирную паутину: тперь есть .ARCHI!
1 Января 2019
Архитекторы плетут свою всемирную паутину: тперь есть .ARCHI!
Всемирный день архитектуры 2014 «Здоровые города, счастливые города»
1 Января 2019
Всемирный день архитектуры 2014 «Здоровые города, счастливые города»
Меморандум о взаимопонимании между МАСА и ARCASIA
1 Января 2019
Меморандум о взаимопонимании между МАСА и ARCASIA
Круглый стол на тему: «О ходе разработки проекта Генерального плана города Москвы»
1 Января 2019
Круглый стол на тему: «О ходе разработки проекта Генерального плана горо...
1 Января 2019
Официальное сообщение - Премии сессия 2014
Ieoh Ming Pei - Золотая медаль мса 2014
1 Января 2019
Ieoh Ming Pei - Золотая медаль мса 2014
Московский международный фестиваль ландшафтного искусства, садоводства и питомниководства «Сады и люди»
1 Января 2019
Московский международный фестиваль ландшафтного искусства, садоводства и...
Architects Council of Europe
1 Января 2019
Architects Council of Europe
Новый медиацентр НТВ. Форма,функция,образ в архитектуре кристалла.
1 Января 2019
Новый медиацентр НТВ. Форма,функция,образ в архитектуре кристалла.
Заседание Архитектурного совета Москвы
1 Января 2019
Заседание Архитектурного совета Москвы
1 Января 2019
Информационный бюллетень МСА
1 Января 2019
UIA News
Министерством Культуры РФ принято решение о создании Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых
1 Января 2019
Министерством Культуры РФ принято решение о создании Государственного му...
Премия Ага Хана. Из манифеста Жюри
1 Января 2019
Премия Ага Хана. Из манифеста Жюри
1 Января 2019
Премия МСА «Дружественные пространства, доступные всем»!
122 заседание Совета МСА
1 Января 2019
122 заседание Совета МСА
Качественный проект гарантирован! Академия объявляет новый этап работы программы поддержки творческой молодежи
1 Января 2019
Качественный проект гарантирован! Академия объявляет новый этап работы п...
Конкурс городов. Концепция
1 Января 2019
Конкурс городов. Концепция
XXV Всемирный Конгресс Международного союза архитекторов
1 Января 2019
XXV Всемирный Конгресс Международного союза архитекторов