Действующая версия генерального плана Москвы была принята в 2010 году, но нуждается в значительной корректировке – в том числе потому, что документ не учитывал присоединенные территории Троицкого и Новомосковского административных округов, площадь которых равна 1,5 площадям территории Москвы в исторических границах. Теперь площадь Москвы составляет около 250 тыс.га.
Помимо разработки проектных решений на территорию Новой Москвы, необходимо внести изменения в имеющийся генплан Москвы в исторических границах с учетом новых акцентов в градостроительной политике: реновации промзон, единой концепции развития набережных Москвы-реки, создания комфортных общественных пространств, развития полицентричной структуры города за счет новых центров экономического роста с большим количеством мест приложения труда, особенно в Новой Москве.
Изменения, которые планируется внести в Генплан, направлены на создание среды, благоприятной для жизнедеятельности человека и устойчивого развития Москвы как столицы. «Сегодня точно нарисовать город таким, каким он будет через 30 лет, сложно, – отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в интервью «Ведомостям». – Мы попытались найти стратегический подход к тому, как должен развиваться город, какие в нем приоритеты, как идет борьба за человеческие ресурсы, инвестиции и. т. д.»
Сергей Кузнецов также добавил, что работа по сбору необходимой информации началась еще два года назад и результат объявленного накануне конкурса, по сути, должен стать вторым этапом исследования.
Согласно техническому заданию конкурса, авторам проекта предстоит сформировать полицентричную городскую среду, устранив дисбалансы между расселением людей в городе, размещением мест приложения их труда и обслуживания и повысить доступность (в том числе пешеходную) объектов работы и отдыха, образования, культурного досуга и обслуживания.
В связи с этим значительная роль в новой версии генерального плана должна быть отведена развитию общественного транспорта, в том числе скоростного. На базе метро, железной дороги и легкого рельсового транспорта необходимо создать интегрированную мультимодальную транспортную систему.
Еще одно направление работы – обоснование целевых показателей обеспеченности населения жильем, соцобъектами, инженерно-транспортной инфраструктурой. Параллельно с этим предлагается произвести переоценку необходимой доли арендного жилья в Москве в сторону увеличения и крупных торговых объектов в общем объеме торговых площадей – в сторону снижения.
Кроме того, проектные предложения должны содержать задачи и меры по охране окружающей среды, сохранению, реконструкции, реставрации, приспособлению для современного использования объектов культурного наследия, воссозданию утраченных объектов культурного наследия, в том числе памятников садово-паркового искусства.
Должны быть также определены параметры планируемого развития общественных территорий и туристической инфраструктуры, в том числе создание единой системы туристско-рекреационных зон.
При формировании предложений будут учтены и государственные программы Москвы, а также сведения о текущем состоянии и перспективном развитии Московской и Калужской областей, имеющих общую с Москвой границу.